Бокситогорск — История

Бокситогорск вырос около Бокситогорского (Тихвинского) глинозёмного завода, работающего на базе найденного близ него крупного месторождения бокситов, давших название городу, а также на базе местных известняков.
Уже с V—VIII веков по водным путям эту землю стали заселять славянские племена — кривичи и словене (ильменские), мирно соседствуя с летописной весью (вепсами). Большинство гидронимов (а это, как правило, — первичные топонимы) на территории современного Бокситогорского городского селения имеют славянское происхождение. К VII—XIII векам относятся и известные археологические памятники (курганы, могильники, жальники) на проектируемой территории (Сёгла, Симоново), в том числе, и в собственно Бокситогорске, что говорит о давней освоенности здешних земель человеком. Многие памятники стали известны в первой трети ХХ в. благодаря тихвинскому археологу В. И. Равдоникасу, ставшему затем известным советским археологом.

Первоначальное освоение края проходило по водным путям, некоторые были весьма важными в торговом отношении. Река Пярдомля, на которой стоит Бокситогорск, является притоком реки Воложба (в старину — Воложь — от слова воложка, волок). Через приток Воложбы (Волоченку), далее через: озеро Волошино (Волошское), р. Понырь и через волок в р. Чагоду проходил древний путь из Балтики и Новгорода на Волгу, известный уже к VII в. А по реке Волхов проходила часть древнего пути «из варяг в греки».

С началом эпохи буржуазных реформ императора Александра II совпало предзнаменательное для будущего Бокситогорска событие. В 1869 г. известный геолог А. Ю. Дитмар (скончался в 1903 г.) обнаружил около дер. Сенно красные (как позднее выяснилось, бокситосодержащие) глины. Но производство алюминия при тогдашнем уровне развития технологии и при необходимости огромной энергии обходилось дороже золота. Поэтому в 1882—1886 гг. предприниматель А. Е. Брент пытался заниматься промыслом глины на р. Рагуша с целью производства красок.

С 1869 вновь встречаются сведения о местных ярко-красных глинах. В 1916 житель города Тихвин инженер Т. П. Тимофеев доставил в Геологический комитет Санкт-Петербурга образцы пород, которые были определены как алюминиевая руда с большим содержанием кремнезёма (Тихвинское месторождение).

Строительство посёлка Бокситы было начато в 1929 году в связи с разработкой бокситовых рудников.

К началу 1930-х-х гг. посёлок уже был соединен железнодорожной веткой с линией Ленинград — Вологда (через станцию Большой Двор), поэтому станция сохранила название Бокситы.

В 1935 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР он был преобразован в рабочий посёлок Бокситы (по другим данным — в рабочий посёлок Бокситогорск при ж. д. станции Бокситы).

По данным 1936 года административным центром Борского сельсовета в который входили 18 населённых пунктов, 634 хозяйства и 9 колхозов являлась деревня Бокситогорск.

На проектную мощность Тихвинский алюминиевый завод (ныне ОАО «Бокситогорский глинозём») вышел в 1938 году.

К 1940 году его население приблизилось к 10 тысячам человек, были построены средняя школа, детский сад и ясли, амбулатория с аптекой, несколько столовых и магазинов, а также каменные здания.

Незадолго перед войной, 29 апреля 1941 года вступил в строй завод искусственного обезвоживания торфа (впоследствии биохимический завод). Источником торфа служит Ларьянское болото, находящееся к северо-западу от Бокситогорска. Торфодобывающее предприятие основалось также в посёлке Ларьян.

Начало Великой Отечественной войны заставило эвакуировать промышленность и кадры города за Урал. В годы войны (особенно в период с 1941 по 1943 г. в Бокситогорске размещалось до 22 госпиталей различного звена для воинов Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Предприятия города были эвакуированы на Урал. В корпусах глинозёмного завода был организован ремонт военной техники (танков, самолетов и др.). Тогда же в Бокситогорске был устроен военный аэродром.

В 1948 году было восстановлено производство на глинозёмном заводе. В 1950 году Бокситогорск получил статус города, а 25 июля 1952 года стал административным центром Бокситогорского района.

1 февраля 1963 года городской Совет депутатов трудящихся был передан в подчинение Ленинградскому областному (промышленному) Совету депутатов трудящихся. В 1965 году на городской Совет депутатов трудящихся были возложены функции управления Бокситогорским районом.

1 января 2006 года образовано муниципальное образование «Бокситогорское городское поселение», Бокситогорск стал его административным центром.
Бокситогорск отчётливо делится на две части: Заводскую, где сосредоточены главные промышленные предприятия, и основную, жилую, выполняющую административные, культурные и торговые функции.

Бокситогорск является центром Бокситогорского городского поселения, в состав которого кроме города входят 10 сельских населённых пунктов.

От станции Большой Двор Октябрьской железной дороги, линия Волховстрой — Бабаево до Бокситогорска проходит ведомственная железнодорожная линия колеи 1520 мм. С начала 2000-х годов пассажирское сообщение на ней отсутствует. В прежние годы по ней курсировали вагоны беспересадочного сообщения Ленинград — Бокситогорск (с оплатой проезда по участку Большой Двор — Бокситогорск по отдельной квитанции), от Ленинграда они следовали с поездом местного сообщения № 671/672 Ленинград — Бабаево (в 19 часов из Ленинграда, прибытие обратно в 5 утра).

После отмены беспересадочных вагонов Бокситогорск — Петербург было усилено движение автобусов на маршруте 867. В настоящее время на Петербург выполняется 3 официальных рейса в сутки: в 5:25 и 12:00 (ООО «Пассажиравторанс» — бокситогорский автопарк) и в 16:35 (петербургское МП АРС), все ежедневно до АВ Обводный канал. Кроме того, выполняются неофициальные рейсы на частных микроавтобусах, от 1 рейса в сутки.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии