Плес-История


Плёс — город в Приволжском районе на севере Ивановской области России. Расположен на правобережных холмах Волги, в устье речки Шохонки, в 18 км от Приволжска и в 71 км от Костромы.[2] Наивысшая точка города 54 м над уровнем р. Волги. Население 2,5 тыс. жителей (2010). Промышленных предприятий в Плёсе нет.

Впервые Плёс упомянут в «Новгородской летописи» под 1141 годом как место, где был пойман посадник Якун Мирославич, бежавший от гнева новгородцев в Суздаль к князю Юрию Долгорукому. Точная дата основания первой крепости в Плёсе не известна. Разрушена она была в феврале 1238 года во время нашествия Батыя. После утраты крепости город продолжил свое существование. В 1410 году, когда московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, оказался в Костроме, спасаясь от татарского хана, он повелел построить здесь укреплённую таможенно-сторожевую заставу. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния, отсюда и название (см. плёс реки).

В 1778 году Плёс становится уездным городом Костромского наместничества. С 1796 года заштатный город Нерехтского уезда Костромской губернии. В Плёсе были полотняные фабрики, два солодовенных завода, две пивоварни, 10 кузниц, казенный соляной склад, торговые лавки. Отсюда доставлялась рыба к царскому столу. В 1812 году становится одним из центров формирования отрядов костромского народного ополчения. При интенсивном развитии промышленности в Иваново-Шуйском районе Плёс вплоть до постройки в 1871 году железной дороги Иваново-Кинешма являлся основным портом на Волге для всего текстильного края.

С этого времени Плёс теряет своё значение перекрёстка транспортных путей и постепенно превращается в маленький провинциальный городок — традиционное место отдыха и творчества. Существует легенда, что плёсские купцы, спасаясь от железной дороги, которая, считали, их разорит, попросту «откупились» от неё.