Ереван — История

[Материал из Википедии — свободной энциклопедии]

Ерева́н (арм. Երևան, МФА (арм.): [jɛɾɛˈvɑn]) — столица и крупнейший по численности населения и площади город Армении. В русской транскрипции до 1936 года известен как — Эривань. Расположен на левобережной (по реке Аракс) части Араратской долины. Население составляет 1,067 млн человек (2013 год). Площадь города — 227 км². Ереван — важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Город обслуживают 2 аэропорта, метрополитен, железнодорожный вокзал.

Высота над уровнем моря — от 900 до 1300 м, часть города расположена на вулканическом плато к северу от Араратской долины.

За годы советской власти облик Еревана полностью изменился в результате огромных градостроительных работ (первый генеральный план 1924, архитектор А. И. Таманян; также — 1970, архитекторы М. Д. Мазманян, Э. А. Папян и др.); своеобразный колорит городу придал широко используемый в строительстве местный камень различных оттенков (розовый, кремовый, белый туф)

Годом основания Еревана считают год основания урартского города Эребуни — 782 г до н. э., расположенного на южной окраине современного Еревана, хотя нет данных указывающих на существование значимого поселения на месте расположения города в период с IV века до н. э. по III век н. э. Согласно наскальной клинописной хронике в Ване, урартский царь Аргишти I на пятом году своего царствования построил город Эребуни. Надпись на каменной плите, найденная в 1950 году на холме Арин-Берд позволила отождествить это городище с Эребуни. Надпись гласит: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость построил; установил её имя Эребуни для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны. Земля была пустынной, могучие дела я тут совершил…» Спустя столетие административный и политический центр области переместился в крепость Тейшебаини, основанную царем Русой II на юго-западной окраине современного Еревана; однако Тейшебаини была разгромлена, видимо скифами, в годы падения Урарту (590-е до н. э.). Эребуни же продолжил свое существование и в персидскую эпоху; там, например, найдены милетские монеты, отчеканенные около 478 г. до н. э. Видимо, тогда же в армянском языке его название начали произносить как Эревуни, с переходом [b] > [v]. Существует неподтверждённая гипотеза, что Эревуни был центром персидской сатрапии Армина.[8]

За IV в. до н. э. — III в. н. э. археологические памятники практически отсутствуют. Упоминание Еревана (и существовавшей в нём манихейской и христианской общин) видят в одном согдийском манихейском тексте III века, из которого явствует, что один из учеников Мани основал там манихейскую общину, наряду с христианской. Согласно надписи, в предполагаемом Ереване правил некий «властитель», что, по мнению исследователей, означает наличие там крепости, во главе которой стоял местный правитель. В V в. была построена древнейшая из ереванских церквей — церковь апостолов Петра и Павла (Петрос-Погос; снесена в 1931)[8]. Поселение находилось в гаваре (уезде) Котайк Айраратской провинции Великой Армении, в 20 километрах от её политической и духовной столицы Вагаршапата (Эчмиадзина)[9][10].

Армянские легенды возводят основание Еревана к Ною[11], выводя название города из восклицания: «Еревац!» (Она появилась!), якобы сделанного Ноем, когда из-под воды показалась вершина Малого Арарата. Путешественник XVII века Жан Шарден пишет: «Эривань, по словам армян, самый древний в мире населенный пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег.»[12]. Это считается примером т. н. народной этимологии[8]. В конце XIX века зафиксирован азербайджанский вариант народной этимологии, производящий название Ираван от слов «ая-раван» (течёт)[13].

Самое раннее упоминание города в армянских источниках — в «Книге писем» — относится к 607 году, когда некий Даниил из Еревана упоминается в числе армянских церковников, сохранивших верность решениям Халкидонского собора. Далее Ереван упоминается в связи с арабским завоеванием: в августе 650 г. он был осажден арабами, но безуспешно. Город попал под власть арабов в 658 году. В 660 году там произошло антиарабское восстание. С падением арабской власти и восстановлением армянской государственности город входил в состав Анийского царства Багратидов; в XI веке он был завоеван сельджуками. В XIV веке население города составляло, по-видимому, 15-20 тысяч человек; однако разгром Тамерланом в 1387 г. нанес ему сильный удар. Во времена правления Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу Ереван был важным культурным центром[8]. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона до 1441 г находился под властью армян[11].

Ереван в османо-персидскую эпоху[править исходный текст]
В XVI—XVII веках Эривань (перс. ايروان‎), как и весь регион, служила ареной опустошительных османо-сефевидских войн, оказавших серьёзное влияние и на демографию региона. Армянское население значительно сократилось в результате войн и депортаций.[14]. В этот же период в регион заселялись кочевники — тюрки и курды, которых местные правители использовали для разъединения и ослабления местного оседлого населения[15][16]. Так, по словам Аббаскули-ага́ Бакиханова, «шах Исмаил (Сефеви) переселил из Ирака племя Баят частью в Эривань, а частью в Дербенд и Шабран, чтобы усилить местных правителей».[17]

В ходе борьбы между Османской империей и Сефевидами Эривань 14 раз переходила из рук в руки. В начале XVI века город захватил шах Исмаил Сефеви. В 1554 году двухсоттысячная турецкая армия захватила и разорила Эривань, при этом вырезав большое количество населения. В 1580 году город был взят войском турецкого визиря Лала Мустафа-паши, который разрушил Эривань и взял в плен 60 000 христиан и мусульман[18]. Преемник на посту командующего, паша Фархат в 1582 году построил в городе новую крепость. Крепость имела почти квадратную в плане форму — длина 850 м, ширина 790 м, с трёх сторон обнесена двойной стеной, и лишь с западной стороны — к обрывистому берегу р. Раздан стена была одиночная. Крепость была снабжена тремя воротами: Тебризские на юг, Майданные (по находившейся перед ними площади; также ворота Яйлы) на север и Мостовые — в сторону реки. Перед Майданными воротами находилось большое предместье — так называемый «старый город»[19] Красный мост через реку, к которому выводили Мостовые ворота, был построен в 1679 г.; он прикрывался построенным на возвышении укреплением Кечигала.

В Ереванской области в XVI веке были поселены части кызылбашских племен устаджлу, алпаут и байят, при шахе Аббасе I были поселены также ахча-койюнлу каджар; ещё раньше здесь утвердились курдские племена чамишкизек, хнуслу и пазуки[20] .Только Эриване, Гяндже и Карабахе, поселилось 50000 каджарских семейств, которые в течение времени ещё более умножились[21].

В 1604 г. крепость была взята шахом Аббасом I[22]. Португальский автор той эпохи Антонио де Гувеа писал:
Шах приказал взять Эривань, которая полностью населена армянами, земля обрабатываемая и плодоносная …[23]

Однако перед лицом турецкого контрнаступления, которому он не считал себя в силах противостоять, Аббас уже в конце того же 1604 года, по выражению армянского историка XVII века Аракела Даврижеци, «приказал выселить всех жителей Армении — и христиан и евреев, и магометан — в Персию, чтобы османы, придя, нашли бы страну обезлюдевшей». Вывод населения Эривани был поручен Амиргуна-хану. «Персидские войска, посланные выселять народ, подняв, изгоняли его из деревень и городов, предавали огню и безжалостно сжигали все поселения, дома и обиталища».[24] Персам, однако, удалось закрепить за собой Восточную Армению, и, по словам Гувеа:

…В течение недлительного времени город был восстановлен и снова заселён, но на этот раз магометанами, а не христианами армянами, которых царь выселил вглубь Персии…[25]

В 1635 г. Эривань (осман. روان‎) вновь был захвачена турками, но спустя несколько месяцев после длительной осады отбита персами. По турецко-персидскому мирному соглашению в 1639 г. город окончательно вошёл в состав Персии. С крахом Сефевидской империи, Эривань была вновь взята турками (1724)[26].

В Сефевидском государстве Эривань была центром Чухур-Саадского беглербекства, правитель которого носил титул сардара, с 1747 года — хана. Беглербекство часто называлось не только по имени города, но и Чухур-Саад (азерб. Çuxur-Saad, арм. Չուխուր Սադ, перс. چخور سعد‎) — «местность Саад», по имени тюркского[27] племени саадлу, многие представители которого правили и занимали административные посты в беглербекстве. В Эриванском ханстве и его столице мусульмане (персы, азербайджанцы и курды)[28] составляли 80 % населения, армяне — 20 % и жили в основном в Эривани и деревнях. Армяне господствовали в ремесле и торговле области и имели большое значение для персидской администрации[8]. Непосредственными руководителями армян Эривани был род меликов Агамалянов. Мелики имели полную административную и судебную власть над местными армянами, за исключением права приговаривать к смертной казни (которым обладал только сардар). Город делился на три квартала (махала)[8]. Армянский квартал назывался Конд; он лежал в северо-западной части города и в нём были расположены 4 старейшие армянские церкви города (всего их было 10). Там же находился роскошный, окружённый садом дворец меликов Агамалянов[8]. Эвлия Челеби насчитал в городе 2060 «крытых глиной домов»[19]; к моменту же русского завоевания (1827) в городе насчитывалось более 1 700 домов, 850 лавок, 8-9 мечетей, 7 церквей, 10 бань, 7 больших караван-сараев, 5 площадей (майданов), 2 базара, и 2 школы[8].

В результате войн к 1804 году население Эривани сократилось до 6 тыс. жителей, но уже к 1827 году население города составляло уже более 20 тысяч человек.

Во время первой русско-персидской войны, Эриванская крепость дважды безуспешно осаждалась русскими (в 1804 г. Цициановым и в 1808 г. Гудовичем). 5 октября 1827 года Эривань была взята войсками Паскевича (получившего за это титул графа Эриванского); в следующем году по условиям Туркманчайского мира Эриванское ханство вошло в состав Российской империи. Эривань стала столицей Армянской области (с 1849 г. — Эриванской губернии).

Пятнадцатая статья Туркманчайского мирного договора разрешала в течение года армянам — подданным Персии — перейти за Аракс — новую границу Российской империи. Жители селений, смежных Туркманчаю, марагинские, табризские армяне, из ханств Салмасского, Хойского, Урмийского двинулись в Закавказье. Только за 3,5 месяца более 8 тыс. армянских семей, большинство которых осело в Нахичеванской и Эриванской областях, перешли в пределы Закавказья.[29][30] С другой стороны, часть мусульманского населения ушла в Персию.

В результате ухода части мусульманского населения в Персию и, наоборот, не столь значительного переселения из Персии армян, общее количество населения уменьшилось до 12 тысяч[8], при том что доля армян дошла до 40 %[8].

К началу XX века население города возросло до 29 033, из них азербайджанцев, называемых в то время адербейджанскими татарами — 49 %, армян — 48 %, русских — 2 %[11]. В городе было 8 церквей (6 армянских и 2 православные) и 7 шиитских мечетей. Древнейшая из церквей, Петра и Павла, была построена в V веке; выделялась также колокольня церкви Катогик XII в.; церковь Зоравор (1691—1705) была знаменита тем, что там, по преданию был погребен апостол Анания.[11].

Из эриваньских мечетей сохранилась Гусейнали хана (Голубая мечеть), 1776), недавно отреставрированная иранскими мастерами.

Несмотря на статус столицы губернии, Эривань сохраняла вид бедного провинциально-восточного города, с одно-двухэтажными глинобитными домами, узкими кривыми улочками. Дворец сердаров и крепость лежали в развалинах; из производства, были только коньячный и кирпичный заводы и несколько мелких фабрик. В 1902 году через Эривань прошла первая железнодорожная линия, соединившая её с Александрополем и Тифлисом, в 1908 году вторая линия соединила его с Джульфой и Персией,[31] что способствовало её экономическому развитию. В 1912 оборот промышленности составлял 847,7 тыс. руб., из них 600,9 тыс. руб. приходилось на виноделие. [32] В городе были гимназия, женская прогимназия и учительская семинария.

Архитектурную ценность представляли здания казенной палаты (1901,арх. В.Мирзоян), учительской семинарии (1905,арх. В.Мирзоян) и учительской семинарии (1917—1920,арх. А.Васильев,В.Мирзоян,В.Симонсон).

Развалины крепости, в 1853 году разрушенной землетрясением, в 1865 г. были куплены купцом Нерсесом Таирянцем, который в 1887 открыл на них винный, затем коньячный завод, в 1898 перешедший к Николаю Шустову (ныне Ереванский коньячный завод)[33].

Уже после начала Первой мировой войны была пущена первая трамвайная линия.
В мае 1918 года Эривань становится столицей Республики Армения. В начале декабря 1920 года Эривань была занята Красной Армией; 18 февраля 1921 года в результате общенационального восстания Советская власть была свергнута, однако 2 апреля РККА вновь вступила в Эривань, в которой на 70 лет установилась Советская власть.

При Советской власти начинается масштабная реконструкция Еревана, проводимая с 1924 года по проекту А. О. Таманяна, разработавшего особый национальный стиль с использованием элементов традиционной церковной архитектуры и туфа как строительного материала. В ходе этой реконструкции, город полностью изменил свой вид; почти все ранее построенные здания были уничтожены (в их числе — крепость, чей камень пошел на облицовку набережной, дворец сардара, почти все церкви и мечети). Были проложены новые улицы, Ереван был электрифицирован, проведены водопровод и канализация. Лесопосадки на окрестных холмах покончили с пыльными бурями, бывшими бичом старой Эривани[8].

Архитектурным центром ансамбля нового Еревана явилась площадь Ленина (ныне — Республики). На площади, расположены два Дома правительства (1926—1941 — архитекторы А. О. Таманян и Г. А. Таманян, 1955 — архитекторы С. А. Сафарян, В. А. Аревшатян и Р. С. Исраэлян); исторический музей Армении, гостиница «Армения», здание министерства связи и Совета профсоюзов (архитекторы всех трех М. В. Григорян, Э. А. Сарапян, 1956—1958). Среди крупных общественных зданий, определяющих облик Еревана: Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (1926—1939 — архитектор А. О. Таманян; завершен в 1953), центральный крытый рынок (1952 — архитектор Г. Г. Агабабян, инженер А. А. Аракслян), комплекс коньячного завода (1952 — архитектор О. С. Маркарян), хранилище древних рукописей Матенадаран (1959 — архитектор М. В. Григорян), Армянский театр имени Сундукяна (1965 — архитекторы Р. Б. Алавердян, Р. А. Бадалян), Музей истории г. Еревана (1968 — архитекторы Ш. Р. Азатян, Б. А. Арзуманян, скульптор А. А. Арутюнян), памятники Давиду Сасунскому (1959 — скульптор Е. С. Кочар) и жертвам геноцида армян 1915 (1967 — архитекторы А. А. Тарханян, С. Г. Калашян)[32]. В 1968 году был открыт Музей «Эребуни», посвященный истории Эребуни и Тейшебаини.

В 1977 году в Ереване, произошло самое крупное в истории СССР ограбление. Госбанк Армянской ССР был ограблен на 1,5 миллиона советских рублей. С начала 1988 года в Ереване на площади у Оперного театра начинаются массовые митинги карабахского движения, переросшего в движение за независимость Армении.

Ереван — столица Республики Армения[править исходный текст]

Сегодня Ереван значительно преображается с каждым днем и приобретает вид современной европейской столицы с национальными особенностями. Строительство в городе приобретает глобальные масштабы, изменяя город до неузнаваемости. Построен новый Северный проспект, по всему городу ведется точечная и районная современная застройка, в городе создано много иностранных посольств и консульств, Ереван набирает политическую и экономическую мощь, распространяя своё культурное, политическое и экономическое влияние далеко за пределы Республики Армения.