Сочи-История


Со́чи — город-курорт в России, на черноморском побережье Краснодарского края. Образует муниципальное образование город-курорт Сочи. Является самым крупным курортным городом России, неофициально именуется летней и курортной «столицей» России.

Постоянное население города в пределах городской черты — 360 324 человек (2012). Занимает 5-е место среди городов Южного федерального округа (после Ростова-на-Дону, Волгограда, Краснодара, Астрахани) и 49-е место по численности населения в России. Среди городов на Чёрном море Сочи занимает также 5-е место, уступая Одессе, Самсуну, Трабзону и Севастополю.

Муниципальное образование город-курорт Сочи насчитывает 438 тыс. чел. и составляет Сочинскую городскую агломерацию. Сочи — Город краевого подчинения. С 27 августа 1948 года по 3 июня 1958 года был подобно Москве, Ленинграду, Киеву и Севастополю городом республиканского подчинения.

Муниципальное образование город-курорт Сочи, известное также неофициально как Большой Сочи, занимает прибрежную полосу около 105 км (часто встречаемое в советской литературе расстояние в 145 км измерялось по старой автодороге), простирается от реки Шепси (на северо-западе) до Государственной границы с Республикой Абхазия по реке Псоу и является самым длинным городом России и Европы.

В Сочи, в Адлерском районе города (в Адлере и в посёлке Красная Поляна, находящемся в 39 км от берега Чёрного моря, будут проводиться зимние Олимпийские игры 2014. 15 сентября 2009 года Сочи вступил во Всемирный союз олимпийских городов[3].

Дата основания Сочи — 21 апреля (старого стиля) 1838 года. Покровителем города считается Архангел Михаил. Ему поставлен монумент в центре города.

Монумент Архангела Михаила — небесного покровителя города
Район Сочи и прилегающее к нему черноморское побережье имеют древнюю историю, о чём свидетельствуют археологические находки в регионе. Свои следы здесь оставили доантичные времена, античность, раннее и позднее средневековье, советский и постсоветский периоды.

Считается, что первое письменное упоминание слова «Сочи» относится к 1641 г. и принадлежит турецкому военачальнику и путешественнику Эвлии Челеби, назвавшему «Сочи» племя, живущее в горах выше Адлера (Артлара в тексте). К северу от Адлера (Артлар — по Челеби «пристань племени Арт»), среди гор находится Садша (Садча, Сача, Сочи — тут в разных источниках есть несколько вариантов из-за проблемы многократных переводов на турецкий, немецкий, русский язык первоначального убыхского слова), страна, принадлежащая Сиди-Ахмет-паше; жители числом 7000 храбрых мужей хорошо говорят как абхазским, так и черкесским языком.

Садша находится в горах, к северу от Артлара — существует немало свидетельств тому, что только в начале XIX века Садша окажутся на берегу реки Сочи. Конечно, это было завоевание. Видный кавказовед Анатолий Нестерович Генко, на основе записок Эвлия Челеби, а также материалов Джеймса Станислава Белля, Услара, Дирра и других авторов, на основе лингвистического анализа «языка Садша», пришёл к выводу о том, что «в середине XVII века Садша говорили на убыхском языке», затем всё больше у прибрежных племён убыхский язык вытеснялся абхазскими и адыгскими словами. Эвлия Челеби побывал и на месте нынешнего центра Сочи. Назвал местность Суджалар — «пристань племени Суджа».

В годы Кавказской войны русское укрепление в устье реки Сочи (в некоторых документах Сочи-пста) называлось Александрия, Навагинское, Даховское. Причём всё это время в документах вместе с официальными названиями использовали параллельно именование Сочи (реки и местности).

На основании сходства древнейших из известных в кавказском Причерноморье кремниевых орудий, предполагается, что первые люди проникли в окрестности Сочи через Колхиду из Малой Азии 400—350 тыс. лет назад, то есть в эпоху раннего ашеля. Древнейшие следы обитания человека обнаружены в окрестностях Хосты, левобережной и правобережной части низовий Мзымты и на правобережье Псоу. Самая знаменитая стоянка каменного века — Ахштырская пещера, заселённая 250 тыс. лет назад.[8]

В третьем тысячелетии до нашей эры здесь проживали племена майкопской культуры, которую сменила Дольменная культура просуществовашая здесь более тысячи лет.

Отсюда, согласно Ассирийских источников VIII—VII вв. до н. э. в страны Передней и Малой Азии пришлиКиммерийцы.[9]

522 г. до н. э. Скилак, один из древнейших античных географов, называет племена ахеян и гениохов, проживающие на побережье от совр. Геленджика до Великой Диоскурии.

Греческая колонизация Черноморского побережья Кавказа началась примерно в VI—V вв. до н. э. с появлением городов-государств, которые активно торговали с гениохами.

Примерно в 85 году до н. э. племена гениохов и Колхида попадают под зависимость Понтийского царства. В 74 г. до н. э. гениохи выступают союзниками царя Понтийского царства Митридата VI Евпатора в войне с Римом. В 66 г. до н. э. перезимовав в Диоскуриаде, Митридат VI Евпатор прошёл через землю гениохов, дружески принявших его, ахейцев же обратив в бегство и преследовал.[10]

В I—V вв. н. э. проходит римская колонизация Черноморского побережья Кавказа. В I в. н. э. географ древности Страбон в описании берегов Чёрного моря упоминает ахеев, зихов и гениохов, проживающих на побережье от совр. Геленжика-Туапсе до совр. Адлера-Пицунды.По сообщению Страбона гениохи были известны античному миру как пираты. Аристотель утверждал, что гениохи были людоедами.

После ряда войн Византии с Персией, в целом для Византии неудачных, императору Юстиниану удалось в 562 году подписать договор, по которому Западный Кавказ отходил под влияние Византийской державы. Началось военное, культурное влияние и на Черноморское побережье Кавказа.

Именно Юстиниану приписывает народное предание христианизацию, хотя в действительности это произошло несколько раньше. Так имя епископа зихов Дамиана имеется среди подписей Константинопольского собора 526 года. Период наиболее сильного прямого византийского влияния на Черноморском побережье Кавказа продолжался с VI до начала VIII в. Во второй половине VIII века, сохранив своё политическое влияние, Византия всё же вынуждена была признать Абхазское царство. В 844 году Византия, пытаясь вернуть господство над Абхазским княжеством, направила морем многочисленные войска. Но византийский флот ещё до высадки был потрёпан бурей, а достигшие берега войска потерпели поражение, потеряв в общей сложности до 40 тысяч человек. После этого Византия отказалась от попыток поработить Абхазское княжество. Во время всех этих событий Кавказ становится одним из центров христианской архитектуры. Известны храмы раннего Средневековья VI—XIII веков. Расположенные в горах, они труднодоступны, малоизвестны и плохо изучены. Письменных сведений о строительстве этих храмов пока не найдено. Незнание порождает полёт фантазии. Всё, что написано об истории архитектуры Кавказа, в основном гипотезы. В самом удручающем состоянии пребывают древние храмы в окрестностях Сочи. Ни на одном из них не проводятся реставрационные работы, в них нередко ведут грабительские раскопы кладоискатели.

Наиболее ранним храмом на территории Сочи являлась базилика (прямоугольное здание, вытянутое с запада на восток) на территории совхоза «Южные культуры» в Адлере. Была разрушена в 1954 году при строительстве водопровода. Предположительно построена базилика была в VI веке. Памятник обследовали в разное время кандидаты исторических наук Л. Н. Соловьёв и Н. В. Анфимов. Наиболее ранним предметом, позволяющим датировать памятник, являются предалтарные плиты с резьбой на двух сторонах. На одной стороне плиты были вырезаны кресты с почти равными концами, по форме схожими из раскопок Пицундского храма. На основании этого сходства Л. Н. Соловьёв датировал время сооружения памятника VI веком. Это определение им же подтверждается ещё и тем, что кресты взяты в ромбическую рамку и тем, что мраморные плиты изготовлены из константинопольского мрамора. Наиболее активно строительство храмов развернулось в X—XII веках. Оно совпало с пиком развития Византийской империи и со временем формирования централизованных государств в Грузии и Армении. На этот же период приходится расцвет караванной торговли на Кавказе. Нередко исследователи истории христианства на Кавказе указывают на близость храмов и монастырей к важным торговым путям, перевальным тропам.

К XI—XII векам в Сочи относят храмы в Хосте, Лесном, Каштанах, Лоо, на горе Ахун, под горой Ефрем и другие. Самый удалённый от берега храм в Глубоком Яру был окружён мощной крепостной стеной, что, вероятно, свидетельствует о том, что глубже в горы к христианам относились не вполне доброжелательно.

В 978 г., после смерти бездетного абхазского правителя Феодосия Слепого происходит мирное объединение Абхазии с Грузией при правлении грузинского царя Баграта Багратиони (родственника Феодосия).

В XI—XIII вв. в Грузии происходит культурный подъём. Это время Давида Строителя (1089—1125), время дальнейшего активного строительства храмов как в Грузии, так и в Причерноморье. Грузинские царица Тамара (1184—1212), Русудана (1212—1227) пытались упрочить своё влияние среди адыгов распространением христианства. Имя царицы Тамары было необычайно популярно среди всех горцев Кавказа. Часть адыгов в религиозном отношении была подчинена Грузинской церкви.

В X—XI вв. определённое влияние на распространение христианства среди западно-кавказских племён оказывает церковь Бориса и Глеба русского Тмутараканского княжества.

Вскоре после разделения церквей на Кавказе появляются католические миссионеры. На смену византийцам в XIII и XIV вв. приходят генуэзцы, владевшие рядом торговых факторий на побережье Чёрного моря. Центром их деятельности становится Кафа в Крыму. Кафинский префект Д’Асколи послал к адыгам миссионера Д. де-Лукка.

Некоторое влияние оказывала генуэзская колонизация и на Черноморское побережье Кавказа. В целом средневековая история Сочи изучена крайне слабо и недостаточно.

В результате русско-турецкой войны 1828—1829 годов к Российской империи отходит район современного Сочи. С целью пресечения продажи горцам оружия и прекращения работорговли в установленных Адрианопольским мирным договором границах Российской империи на побережье были установлены укрепления Черноморской береговой линии. После успешных мероприятий князя Барятинского по замирению горцев Западного Кавказа, по всему региону развернулось движение «мухаджиров». Агитаторы из числа фанатичного исламского духовенства призывали горцев переселяться в «единоверческую» Османскую империю. Результатом этого стала депопуляция всего Западного Кавказа, значительно сократилось население центрального и восточного Кавказа и Крыма. В Турцию уезжали целыми аулами. Переселение носило стихийный характер. Значительное число переселенцев во время него погибло. В настоящее время по примерным подсчетам в Турции насчитывается до 500 тыс. потомков кавказских «мухаджиров» и еще столько же разбросаны по странам Ближнего Востока и Магриба.

Город Сочи был основан 21 апреля 1838 как форт Александрия. На территории нынешнего Сочи во время Кавказской войны были также основаны форты Святого Духа (1837), положивший начало будущему району Адлер, Лазаревский и Головинский (1839), ставшие впоследствии посёлками Лазаревское и Головинка. Целью укреплений было пресечение работорговли и контрабандной продажи горцам оружия. В 1839 форт Александрия переименован в Навагинское укрепление. В ходе Крымской войны гарнизоны на побережье были вывезены в Новороссийск, так как в Чёрное море вошла англо-французская эскадра под командованием адмирала Эдмунта Лайонса. В 1864 укрепление отстроено заново как Пост Даховский. С 1874 — Даховский Посад, с 1896 — Сочи (по названию реки Сочи, на берегах которой стоял посад). В 1917 Сочи был присвоен статус города. 15 сентября 1902 открыто первое ванное здание на Мацесте. 14 июня 1909 открыт первый курорт — «Кавказская Ривьера», что считается началом Сочи как курорта. В годы гражданской войны город попеременно оказывался под властью деникинцев, грузинского меньшевистского правительства, Комитета освобождения Черноморья (зелёные). В апреле 1920 года установилась Советская власть. После гражданской войны уделяется значительное внимание развитию курортного дела в Сочи.

20 июня 1934 года Президиум ВЦИК постановил:
2. Включить в городскую черту гор. Сочи пригородные населенные пункты: Ареду, Нижнюю Раздольную, Новые Сочи и Соболевку с окружающими их землями колхозов: имени Буденого, Красный семеновод и Нижне-Раздольный; сельхозартель ОГПУ, дом отдыха ОГПУ, земельный участок сельхозкомбината имени Ленина и Сочинскую плодовую опытную станцию субтропических культур.
3. В изъятие из действующего законодательства выделить гор. Сочи в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с подчинением Сочинского горсовета непосредственно Азово-Черноморскому крайисполкому.
4. В связи с выделением гор. Сочи в самостоятельную административно-хозяйственную единицу центр Сочинского района перенести в селение Адлер с сохранением прежнего названия района[11].

В 1934 году начинается генеральная реконструкция Сочи-Мацестинского курорта под руководством Александра Денисовича Метелёва. Осью проекта стала магистраль Ривьера-Мацеста (позже Сталинский проспект, ныне — Курортный проспект). Создаются новые санатории, институт курортологии, театры, прочая инфраструктура. С 1937 Сочи в составе Краснодарского края.