Борисоглебск-История


Борисогле́бск — город (с 1779) в Воронежской области России. Образует Борисоглебский городской округ. Расположен при впадении реки Вороны в Хопёр. Население (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) — 65 585 человек. Город входит в список исторических городов России.

Город возник в 1698 году[3] (некоторые источники указывают на 1646 год[4][5]), как выражается летописец, «для береженья» от набегов беспокойных крымских, азовских и ногайских людей, которые «прохаживали изгоном и те все места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали». До 1704 года носил имя Павловск (Новопавловск)[6]. Пётр Великий, предположив покорить Азов, сделал Борисоглебск временным депо для заготовки леса к постройке каботажного флота, что немало содействовало привлечению сюда населения и развитию здесь промышленности.

В 1708 году, при первом разделении России на 8 губерний, Борисоглебск приписан был к Азовской губернии. В 1719 году, когда границы губерний вторично были изменены, Борисоглебск вошёл в Тамбовскую провинцию, в 1732 году перечислен в Воронежскую губернию, а в 1779 году, когда образовано было Тамбовское наместничество, — Борисоглебск был сделан одним из 15-ти уездных городов наместничества. Весьма выгодное географическое положение города, связанного водным путём с портами Азовского и Черного морей (Ворона, Хопёр, Дон, Азовское море), в значительной степени влекло к нему произведения не только своего уезда, а также уездов Кирсановского и Балашовского и вообще всей южной половины губерний и смежных уездов губерний Саратовской и Воронежской.

В 1870 г. начинает действовать «Пивоваренный завод №4 Г.А. Клинсмана». Завод выпускает пиво темных и светлых сортов, а также фруктовую газированную воду. С приходом советской власти завод продолжал действовать в первоначальном виде. В середине XX века предприятие было модернизировано, построены новые цеха и запущены новые линии.В настоящее время, к сожалению, предприятие переживает не лучшие времена, но продолжает выпускать отличное пиво.

В Борисоглебске в начале XX века существовала весьма оживлённая пристань, по близости к Хопру названная Хопёрской. Ещё в 1870-х годах в здешней пристани грузилось более 52 тыс. м³ зерна и муки; в Борисоглебск на луговой стороне Хопра и Вороны ежегодно строилось до 2 тыс. барок, отправлявшихся с товарами в Ростов и Таганрог; ежегодно здесь бывало до 10 тыс. бурлаков. Проведением Грязе-Царицынской дороги Борисоглебск связался с Царицыным и, следовательно, с Приволжским краем с одной стороны и с портами Балтийского моря с другой, и быстро стал одним из оживлённых хлеботорговых пунктов черноземного края, через который направлялись в Санкт-Петербург и Москву хлеб, лес, керосин, рыба, икра, арбузы, а также соль из озёр Астраханской губернии, которой снабжался весь район железной дороги.

В 1890 году, на участке Грязи — Борисоглебск (199 км) выручено по перевозе грузов и др. — 3 418 925 руб., или — 17 181 руб./км. По сведениям 1885 года в Борисоглебске проживало 13 007 жителей (6325 мужского пола и 6682 женского пола), почти исключительно православных. В Борисоглебске в начале XX века имелась женская (4-класса) и мужская (6-классов) прогимназии, техническое железнодорожное училище, 2 приходских городских училища и др. Из ярмарок тогда выделялись казанская (6 июля), продолжающаяся 3 дня, имеющая важное (местное) экономическое значение.[5]

После прихода большевиков к власти, в 1918 г. в г. Борисоглебске был организован один из первых концентрационных лагерей в России для «чуждых и мелкобуржуазных элементов». В 1919 году в Борисоглебске было четыре концлагеря.

В декабре 1922 года в Борисоглебске была создана 2-я[7] военная школа лётчиков Красного Воздушного Флота, готовившая пилотов для ВВС, ставшая в последующем, прославленным Борисоглебским высшим военным авиационным ордена Ленина Краснознамённым училищем лётчиков имени В. П. Чкалова , с мая 2001 года — Борисоглебский учебный авиационный центр (филиал) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков ( ныне Качинское военное училище ).