Мариуполь — город на берегу Азовского моря в устье рек Кальмиус и Кальчик. Население (с учётом посёлков городского типа Старый Крым, Сартана, Талаковка, входящих в состав города) — 485 783 человек (1 марта 2012 года). Один из важнейших центров металлургии и машиностроения, крупный морской порт. Климатический и грязевой курорт. Мариуполь является важнейшим промышленным и экономическим центром страны. Район компактного проживания греков.
Мариуполь основан в 1778 году, когда был заложен уездный город Павловск, которому в 1779 году присвоено наименование Мариуполь. В 1780 году в Мариуполе и в его окрестностях поселили выведенных в 1778 году из Крымского ханства христиан-греков.
Хотя официальной датой основания города считается 1778 год, многие историки и краеведы считают эту дату неверной, утверждая, что заселение территорий нынешнего Мариуполя началось гораздо раньше. Здесь были найдены стоянка людей древнего каменного века (40—10 тыс. лет назад), могильник новокаменного века (6 тысяч лет назад), курганы племён эпохи меди-бронзы (5—4 тысячи лет назад), скифо-сарматских племён (2,5—2 тысячи лет назад) и кочевых племён (1 тысяча лет назад), поселение земледельцев (1 тысяча лет назад). Археологические материалы, обнаруженные при раскопках этих памятников, можно увидеть теперь в Мариупольском краеведческом музее. В XVI в. на северном берегу Азовского моря возникли зимовники запорожских казаков, которые занимались рыболовством и охотой. Для защиты промыслов, зимовников и дорог от нападения крымских татар в XVIII веке запорожские казаки поставили в устье Кальмиуса сторожевой (военный) пост, который стал центром Кальмиусской паланки Запорожья.
Жители города занимались выделкой кож, изготовлением свечей, вытапливанием сала, производством кирпича, черепицы, извести. В городе было несколько ветряных и две водяные мельницы. Получили развитие кузнечное и бондарное ремёсла. Но главным занятием жителей города являлась торговля.
Значительный ущерб был нанесён Мариуполю во время Крымской войны 1853—1856 годов. Морская торговля из-за военных действий была приостановлена. Весной 1855 года англо-французская эскадра вошла в Азовское море. 24 мая под прикрытием корабельной артиллерии в Мариуполе был высажен вражеский десант, который уничтожил склады в порту, сжёг несколько домов в городе.
Важнейшее значение для города имело проведение в 1882 году железной дороги, соединившей его с Донбассом и другими экономическими центрами страны. Донецкий уголь начал поступать в Мариупольский порт, находившийся в устье реки Кальмиус. Увеличение грузооборота вызвало строительство нового Мариупольского торгового порта, которое велось в 1886—1889 годах. Новый порт вызвал оживление торговли, приток населения в город. В городе открылись консульства и консульские агентства Греции, Италии, Австро-Венгрии, Турции, Бельгии, Германии, Великобритании.
Важным промышленным центром г. Мариуполь стал в конце XIX века, когда здесь были построены металлургические заводы Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества и общества «Русский Провиданс», которые выпускали стальной лист, нефтепроводные трубы, железнодорожные рельсы и другую продукцию. В конце XIX века в Мариуполе кроме металлургических действовали заводы: сельскохозяйственного машиностроения, чугунолитейный, 6 кожевенных, 27 кирпично-черепичных, макаронная фабрика, две паровые мельницы.
В 1878 года житель Мариуполя В. Л. Шаповалов создал в городе профессиональную театральную труппу, а в 1887 году состоялось открытие здания городского театра, что сыграло важную роль в эстетическом воспитании населения. Позже создаются и другие учреждения культуры — типографии, городская общественная библиотека, кинотеатры, выходит первая городская газета.
30 декабря 1917 года в Мариуполе в результате вооружённого восстания была установлена Советская власть. В начале апреля 1918 года красноармейский отряд под командованием В. А. Варганова выступил на фронт против немецко-австрийских оккупантов. Осенью 1918 г. на смену немецко-австрийским оккупантам пришли белогвардейцы, поддержанные французскими военными кораблями. 29 марта 1919 года Мариуполь был освобожден 3-й бригадой (комбриг Н. И. Махно) 1-й Заднепровской советской стрелковой дивизии (начдив П. Е. Дыбенко). Но в конце мая части, преданные Н. И. Махно, ушли с боевых позиций, оголив фронт. Белогвардейцы вновь захватили Приазовье и Мариуполь.
В марте 1920 года в Мариуполе создаётся Красная Азовская военная флотилия, первым командиром которой был С. Е. Маркелов. Флотилия провела на Азовском море ряд успешных боевых операций против белогвардейского флота Врангеля. После гражданской войны Красная Азовская военная флотилия была перебазирована в Севастополь и на её основе началось возрождение Черноморского флота. Интервенты и белогвардейцы нанесли огромный ущерб промышленности и транспорту г. Мариуполя и только героические усилия трудящиеся города помогли его возрождению.
В 1920 г. были национализированы и объединены металлургические заводы Никополь-Мариупольский и «Русский Провиданс» в один завод, которому в 1924 г. присвоено наименование им. Ильича. В начале 30-х годов главной стройкой города стал металлургический завод «Азовсталь».
К концу 30-х годов г. Мариуполь значительно вырос и преобразился. Если в 1925 г. в нём проживало чуть более 50 тыс. чел., то к 1941 г. население увеличилось до 241,1 тыс. чел. Появились новые многоэтажные дома в заводских районах, широкое развитие получило индивидуальное строительство жилья. В 1925 г. первые автобусы начали курсировать между центром города и отдалёнными районами — портом и заводом им. Ильича. В 1933 г. была пущена первая трамвайная линия, соединившая город с заводом им. Ильича, а позже — с портом. Освещались и озеленялись улицы. Новые парки появились в заводских посёлках и в порту.
Когда началась Великая Отечественная война, мариупольцы вместе со всем народом встали на защиту Родины. Тысячи жителей города ушли на фронт. Предприятия перестроили производство для нужд фронта. Ильичёвские металлурги выпускали броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолетов-штурмовиков ИЛ-2. Понтонные мосты, бронеколпаки для пулемётных гнёзд, бронеплощадки для дотов, противотанковые ежи изготавливали на заводе металлоконструкций. На заводе «Азовсталь» производили корпуса для авиабомб и стволы батальонных миномётов. Когда линия фронта приблизилась к городу, была организована эвакуация промышленных предприятий и людей на Урал и в Сибирь.
В дни немецкой оккупации, которая продолжалась почти 2 года (с 8 октября 1941 г. по 10 сентября 1943 г.), гитлеровцы расстреляли в городе около 10 тыс. человек. Было угнано в Германию около 50 тыс. юношей и девушек. В концлагере от голода и болезней погибло около 36 тыс. советских военнопленных. Несмотря на массовые расстрелы, на жестокий оккупационный режим, в городе действовали подпольно-патриотические группы.
10 сентября 1943 года город был освобождён от оккупантов войсками 44-й армии Южного фронта и морским десантом Азовской военной флотилии.
После окончания войны в городе активно начались восстановительные работы, была восстановлена промышленность города, подняты из руин металлургические гиганты — заводы им. Ильича и «Азовсталь», морской порт и другие предприятия. К концу 1950 г. все 48 промышленных предприятий не только достигли довоенного уровня производства, но и превысили его на 30 %. 22 октября 1948 г. Постановлением Совета Министров СССР городу было присвоено наименование Жданов.
В апреле 1958 г. трубопрокатный завод им. Куйбышева был объединён с заводом им. Ильича. Одновременно из машиностроительных и части металлургических цехов завода им. Ильича был создан завод тяжёлого машиностроения, который через несколько лет стал одним из крупнейших предприятий в отрасли — производственным объединением «Ждановтяжмаш», позже — «Азовмаш». Продолжали развиваться предприятия лёгкой и пищевой промышленности. В порту сооружались новые причалы и целые районы.
В 1953 г. в г. Жданове было создано Азовское районное управление Черноморского пароходства, которое в 1967 г. преобразовано в Азовское морское пароходство. Его суда посещали около 400 портов более 70 стран мира. В связи с расширением промышленного и жилищного строительства в городе были созданы мощные строительные организации.
В эти годы выросли новые высотные микрорайоны, сооружены новые школы, детские комбинаты, лечебные учреждения, профилактории, магазины и предприятия общественного питания.
В городе работали два высших учебных заведения, 8 техникумов, 14 профессионально-технических училищ, 66 общеобразовательных школ, 5 школ рабочей молодежи и заочных, 8 детских музыкальных школ, 16 детских спортивных школ, детская художественная школа, станция юных техников, флотилия юных моряков, три районных дома пионеров и школьников, городской дом пионеров, вступивший в строй в 1987 г. Сеть дошкольных учреждений составила 167 детских садов, садов-яслей.
Продолжали развиваться учреждения культуры, физкультуры и спорта. В 1959 г. в городе была восстановлена деятельность русского драматического театра, а в 1960 г. прекрасное новое здание театра украсило центр города. Были открыты музыкальное училище и выставочный зал им. А. И. Куинджи, получила новое помещение городская библиотека им. В. Г. Короленко, сооружено несколько дворцов культуры и спорта, стадионов и плавательных бассейнов.
С развитием экономики города росло и количество его жителей: 1958 г. — 280,3 тыс. чел.; 1970 г. — 436 тыс. чел.; 1989 г. — 540,3 тыс. чел.
Предприятия города давали стальной лист и трубы, железнодорожные рельсы и металлические конструкции, железнодорожные вагоны-цистерны и полувагоны, конвертеры, козловые и портальные краны, огнетушители, радиаторы для большегрузных автомобилей, стиральные машины, хрустальную посуду, швейные, чулочно-носочные и кондитерские изделия, рыболовецкие сети и рыбные консервы и много другой продукции.
К концу 80-х годов в Мариуполе было 44 промышленных предприятия, 44 строительных и 10 транспортных организаций.
Во второй половине 80-х годов в стране началась перестройка, которая повлекла за собой экономические и политические перемены и в Мариуполе. 13 января 1989 гг. Жданову по просьбе его жителей возвратили историческое название — Мариуполь.