Мгачи-История

Мгачи-История

Мгачи — село (с 1938 по 2005 г. — поселок городского типа в Александровск-Сахалинском районе Сахалинской области России, в 31 км от районного центра, на берегу Татарского пролива.

Село основано в 1883 году и называлось Мграч, что в толковом словаре В. И. Даля определяется как «мгла, сырой туман». С 1907 по 1998 год в селе действовала крупная угольная шахта.

До прихода русских, это селение было стойбищем аборигенов нивхов. Как шахтёрский посёлок, Мгачи появился 1832 году когда были обнаружены залежи высококачественного угля. Его добыча началась примерно в 1850 году силами заключенных царской каторги.

Подворная опись исповедной книги 1890 год:
«Мгачи. Жителей 38 человек: 20 мужчин и 18 женщин. Хозяев 14. Семейно живут 13, но законных семей только 2. Пахотной земли все имеют 12 десятин, но вот уже три года как не сеют зерновых и пускают всю землю под картофель. 11 хозяев сидят на участке с самого основания селения, и 5 из них имеют крестьянское звание. Есть хорошие заработки, чем и объясняется, что крестьяне не спешат на материк. 7 человек занимаются каюрством, то есть держат собак, на которых в зимнее время возят почту и пассажиров. Один занимается охотой, как промыслом. Что касается рыбных ловель, то их нет совсем.»

В 1938 году населённому пункту был присвоен статус рабочего посёлка. В нём насчитывалось 3354 жителя, главным образом из приезжих: рабочих — шахтеров, строителей, инженеров, транспортников, конторщиков. В документах отмечалось:

«Населенный пункт Мгачи до сего времени числится как сельский, несмотря на то, что в нём нет сельскохозяйственного населения, а все самодеятельное население занято в каменноугольной промышленности, водном транспорте, в торговых и государственных учреждениях. Жилые помещения были невелики, при том, что их число постоянно увеличивалось. На одного человека приходилось около 4 кв. метров. Многие квартиры были не для жизни, а приспособлениями для ночевки. Люди жили даже на чердаках. Согревались обычными кирпичными печками, а нередко металлическими печами-бочками. Никаких коммунальных условий квартиры не имели. До середины 1960-х годов люди обеспечивали себя водою из колодцев, которые зимой замерзали. Водой из ручья пользоваться было невозможно из-за загрязнения.»

Длительное время в районный центр можно было добраться только летом по берегу пролива во время отливов, а зимой — по прибрежным льдам: пешком, на собаках, лошади, позднее на автомобиле. Был ещё один летний путь — морем, на случайных небольших морских катерах. Строительство автодороги началось в 1961 году, но только в 1977 году добралась до Мгачи. Строилась она хозяйственным способом, то есть вне плана, без всякого финансирования. Мгачи — это практически одна большая улица в 6 километров от моря вглубь острова. В 1959 году проживало 6561 человек. В 2000 году осталось менее 2000 жителей, в 2010 году — 1031, в 2013 году — 822.

Почти тысяча мгачинцев воевала на фронтах Великой Отечественной войны. В массовом порядке на шахтах трудились и женщины, и подростки, и старики. На шахте Мгачи, как и большинстве шахт всего Сахалина, развернулось движение двухсотников — шахтеров, бравших обязательства работать за двоих, за троих. Несмотря на тяготы, мгачинцы помогали фронту всем, чем могли. Так, например, в 1943 году жители рабочего поселка собрали 30 000 рублей на строительство танка «Мгачинский шахтер на Сахалине» для Второго Украинского фронта. Вместе с вернувшимися с фронта в поселке появились репатрианты, люди по каким либо причинам, побывавшие в фашистском плену. Вернувшись на Родину, они оказались в положении подозреваемых, были отправлены в ссылку, на спецпоселение в отдаленные места.

В 1892 году «И. О. Маковский и Ко» занялись разработка угля во Мгачах. 1900 году на руднике работали около 200 человек из числа ссыльнопоселенцев, а также корейцы и китайцы. Труд был тяжелым, ручным. В 1905 году, в период первой японской оккупации Северного Сахалина разработки прекратились.

В период второй японской оккупации Северного Сахалина японцы сдали Мгачинское угольное месторождение в аренду известной на Дальнем востоке частной торгово-промышленной фирме «Кунст и Альберс». В 1922 году она начала добычу угля. Для его отгрузки была сооружена узкоколейная железная дорога протяженностью 1,6 км, а на берегу у моря пристань длиной 170 м.

Новая шахта была открыта в 1933 году в результате длительных разведочных, и подготовительных горных и поверхностных работ. В последующие годы счет пошел на десятки тысяч тонн угля, хотя было немало проблем с организацией добычи и транспортировки угля, а приемлемые условия для жизни людей создавались крайне медленно. Появились первые отбойные молотки и врубовая машина. Однако вывозка угля продолжала оставаться конной. Профессия коногона считалась одной из основных.

В 1950-80 годы производственная мощность шахты — 330 тыс. тон в год. В 1997 году в период первомайских праздников водоотлив был упущен, началось затопление шахты, предотвратить которое не удалось ввиду отсутствия у «Сахалинугля» денег. Шахта была ликвидирована в 1998 году.