Истра — История


И́стра — город (с 1781) в России, административный центр Истринского района Московской области[1] и городского поселения Истра[2]. С 1781 года город носил имя Воскресе́нск, затем, в 1930, был переименован в Истру для устранения путаницы с одноименным городом на юго-востоке Подмосковья.

Население — 32,0 тыс. жителей (2010 год).

Город расположен на реке Истра, в 40 км к северо-западу от Москвы, в живописной местности южного склона Клинско-Дмитровской гряды. Железнодорожная станция Новоиерусалимская и платформа Истра на линии Москва — Рига.

Городской праздник — День города Истра — отмечается 12 июня.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря
Известен с XVI века. Сначала как село Сафатово, в 1589 году переименовано в село Воскресенское по церкви Воскресения Господня. В 1656 году Воскресенское с тремя прилегающими деревнями (Макрушино, Сычово, Редькино) купил у стольника Романа Фёдоровича Боборыкина Патриарх Никон[4]. Село было преобразовано в уездный город Воскресенск в 1781 году. С 1796 года — заштатный город.

В 1930 году город был переименован в Истру по названию протекающей через него реки. В результате непродолжительной оккупации в годы Великой Отечественной войны с 26 ноября по 10 декабря 1941 года Истра была сильно разрушена.

Проект восстановления города (опубликован в 1946) был разработан академиком А. В. Щусевым, посетившим Истру с целью обследования разрушений Ново-Иерусалимского монастыря. По замыслу архитектора, Истра должна была стать подмосковной здравницей. Проект учитывал местные природные особенности окрестностей города, его историческое прошлое. Некоторые городские здания по проекту Щусева должны были напоминать сооружения русской архитектуры XVII века. На центральной площади предполагалось возведение зданий из красного кирпича с белой отделкой и наличниками окон, оформленными майоликой, подобной керамическим украшениям Ново-Иерусалимского монастыря. Жилая застройка должна была быть деревянной малоэтажной, повторяющей форму русской избы, на облегчённых каркасных конструкциях с частичным использованием сохранившихся старых фундаментов. На правом берегу реки Истры планировалось возведение спортивных сооружений с водохранилищем. Предполагалось вынесение Волоколамского шоссе из черты города. Однако проект не был осуществлён, по плану Щусева было построено лишь несколько домов на улице Кооперативная