Мумбаи — История

[Материал из Википедии — свободной энциклопедии]

Мумба́и, также Мумбай[3] (маратхи मुंबई, хинди मुम्बई, англ. Mumbai; до 1995 года — Бомбе́й, Bombay) — город на западе Индии, на побережье Аравийского моря. Административный центр штата Махараштра.

Мумбаи — самый населённый город Индии: в понятие города включают т. н. муниципальную корпорацию Мумбаи, в состав которой входят два дистрикта штата Махараштра: собственно «Мумбаи» (157 км², 3 145 966 жит. в 2011 г.), а также дистрикт «Мумбаи (пригородный)» (446 км², 9 332 481 жит. в 2011 г.), всего 603 км², 12 478 447 жит. в 2011 г.[1]. Вместе с городами-спутниками образует пятую по величине городскую агломерацию мира с населением в 21,3 млн чел[2][неавторитетный источник?].

Расположен на высоте 10 метров над уровнем моря. Плотность населения составляет 21 665 человек на км² (по плотности город занимает второе место в мире, после города Манила), около 1/2 населения — маратхи, около 1/4 — гуджаратцы. Собственно город занимает остров Бомбей (нем.)русск. (англ. Isle of Bombay) и южную часть острова Солсетт, которые связаны между собой мостами и дамбами.

Мумбаи — крупный узел международных путей сообщения. Город имеет глубокую естественную гавань, являясь самым большим портом на западе Индии. Через пассажирский терминал проходит около половины пассажирского потока Индии. Мумбаи — один из важнейших экономических и культурных центров Индии, представляет собой город больших контрастов, где роскошь и богатство соседствует с нищетой. Современные кварталы соседствуют с трущобами — северными районами города, которые считаются рассадниками различных болезней.

По сравнению с другими городами Индии Мумбаи отличается сравнительно высоким уровнем жизни и высокой деловой активностью. Возможности трудоустройства привлекают в город рабочую силу из всей Южной Азии, не считая самой Индии.

Археологические находки в северной части Мумбаи указывают на то, что эти острова были населены уже в каменном веке. В III веке до н. э. острова были частью империи Магадхи, управляемой императором Ашокой. Позже индусские правители династии Силхара владели островами до 1343 года, когда они перешли к султанам Гуджарата. В это время Мумбаи первоначально располагался на семи островах: Колаба (англ. Colaba), Малый Колаба (англ. Little Colaba), Мазагаон (англ. Mazagaon), Вадала (англ. Wadala), Махим (англ. Mahim), Парель (англ. Parel) и Матунга-Сион (англ. Matunga-Sion).

Некоторые из самых старых зданий архипелага: пещеры Элефант (англ. Elephanta) и замковый комплекс Валкшвар (англ. Walkeshwar) датируются этим временем. Иностранцы часто посещали этот город, начиная с Птолемея, который был здесь в 150 году[источник не указан 502 дня].

В 1534 году португальцы отторгли острова от Гуджарата, во время правления султана Бахадур-шаха. С появлением португальцев началось обращение местного населения в католическую веру.

В 1661 году Португалия передала эти острова как приданое за португальскую принцессу Екатерину де Браганса, королю Англии Карлу II.

В 1668 году Карл II сдал острова в аренду английской Ост-Индской компании за сумму 10 фунтов золотом в год. Для захода больших торговых кораблей компания нуждалась в хорошей глубокой гавани. Гавань Мумбаи для этого подходила. Через некоторое время здесь возникла крупная торговая фактория и военный опорный пункт англичан.

Фактически современный Мумбаи (Бомбей) был основан в 1672 году. Первым британским губернатором островов стал сэр Джордж Оксенден (англ. George Oxenden). В город стали привлекаться чиновники, строители, торговцы.

В 1687 году Ост-индская компания переместила свою штаб-квартиру из Сурата в Бомбей. В Сурате Ост-индская компания появилась в 1618 году, получив разрешение от императора Джахангира устроить там факторию.

Население города быстро выросло с 10 000 в 1661 году до 60 000 в 1675 году. Постепенно город превращался в основную базу английской колонизации Западной Индии. Он стал административным центром Бомбейского президентства (конец XVIII века — середина XIX века). Неудобное расположение города на островах приводило к заболачиванию местности. Это создавало трудности проживания в нём.

С 1817 года началась перестройка города, имеющая цель объединить острова в один город. Этот проект был закончен к 1845 при губернаторе Хорнби Велларде (англ. Hornby Vellard).

В губернаторство сэра Роберта Гранта (англ. Robert Grant, 1779—1838) с 1835 до 1838 года были построены дороги, связывающие Бомбей с континентом.

В 1851 году в Бомбее появилась первая хлопчатобумажная фабрика.

В апреле 1853 была сдана в эксплуатацию 21-мильная первая железнодорожная линия Индии, соединившая Бомбей и Тхану. В последующие году были построены железнодорожные линии, соединившие порт Бомбей с внутренними районами Гуджарата. По ним вывозился хлопок из внутренних районов Гуджарата для дальнейшей переработки в Англии. В Англии хлопок перерабатывался, получалась ткань, которая продавалась во многие страны мира, в том числе и в Индию.

Во время Гражданской войны в Америке, в 1861—1865 годах спрос на хлопок резко увеличился, и город стал всемирным центром по торговле хлопком. С ростом оборота хлопка, росло благосостояние лиц, связанных с его торговлей.

Открытие Суэцкого канала в 1869 году, способствовало дальнейшему укреплению позиций Бомбея в торговле хлопком и превращению города в один из крупнейших портов Аравийского моря. Население города продолжалось увеличиваться.

14 февраля 1900 г. в Бомбее было открыто первое на территории Индии консульство Российской империи, которое возглавил В. О. Клемм.

К 1906 году население города приблизилось к миллиону. Бомбей стал вторым городом по населению в Индии после Калькутты.

Во второй половине XIX века в Бомбее, впервые в Индии, стала возникать и формироваться национальная промышленность и крупная национальная торгово-промышленная буржуазия. Вместе с этим город становится центром рабочего движения Индии. Неоднократно проходили массовые выступления рабочих, моряков. Восстание военных моряков в феврале 1946 года в Бомбее привело к завоеванию Индией независимости (1947).

1993 — серия взрывов, осуществленных преступными группировками, в результате которых погибло около 250 человек.