Нижний Новгород-История


Нижний Новгород (в разговорной речи часто — Нижний) — город в России, административный центр Нижегородской области, центр и крупнейший город Приволжского федерального округа. Расположен в центре Восточно-Европейской равнины на месте слияния Оки и Волги. Ока делит город на две части — верхнюю на Дятловых горах и нижнюю на её левом низинном берегу. В период с 1932 по 1990 год город носил название Горький (в честь писателя Максима Горького).

Нижний Новгород — пятый по численности населения город России с населением 1 255 159, важный экономический, транспортный и культурный центр страны. Город является центром Нижегородской агломерации, население которой насчитывает 2,08 млн чел.; она является четвёртой по величине в стране и второй в Среднем Поволжье.

Нижний Новгород расположен в 400 км к востоку от Москвы, а транспортный коридор между двумя городами выделяется как конурбация Москва — Нижний Новгород.

Известен как крупный центр судо-, авиа-, автомобилестроения и информационных технологий. В период с 1959 по 1991 год город был закрыт для посещения иностранцами[9], но в настоящее время он является крупнейшим центром речного круизного туризма в России и местом проведения международных выставок различного профиля на базе Нижегородской

Начиная с IX века происходило постепенное мирное колонизаторское движение славян по течению верхней Волги на земли, заселённые финно-угорскими народами. К концу XI века Руси принадлежала вся верхняя Волга почти до устья Оки. Немного ниже начинались пределы Волжской Булгарии, а правый берег Волги вплоть до устья Суры был заселён эрзянами. При этом «последним» славянским городом на Волге до 1221 был Городец.

В 1221 году князем Георгием Всеволодовичем у места слияния двух великих рек Волга и Ока был основан опорный пункт обороны границ Владимирского княжества от мокши, эрзи, марийцев и волжских булгар под названием Новгород Низо́вской земли (Низовской землёй Владимирское княжество называли новгородцы) — позже это название трансформировалось в Нижний Новгород, а в императорском титуле сохранялось до 1917.

В период феодальной раздробленности Нижний Новгород был попеременно уделом Суздальского и Владимирского княжеств. В 1350 году город стал столицей созданного в 1341 году самостоятельного Нижегородско-Суздальского великого княжества, которое занимало обширную территорию и соперничало с Москвой. В этот период нижегородские земли стали активно заселяться.

В 1392 (но окончательно лишь в 1425 при Василии II) в ходе консолидации Московского государства Нижегородско-Суздальское великое княжество было присоединено к владениям Москвы, а Нижний Новгород стал центром Нижегородского уезда.

При Иване III и Василии III город играл роль сторожевого поста, имел постоянное войско и являлся местом сбора при походах на Казанское ханство. В это время, в 1500—1511 годы, строился каменный Нижегородский кремль взамен существовавшего деревянного. После похода Василия III на Казань в 1523 году на реке Суре был основан город Василь (ныне Васильсурск), к которому перешли пограничные обязанности, а с покорением Казани и Астрахани Иваном IV границы на Волге исчезли совсем.

В Смутное время Нижний Новгород наряду с Троице-Сергиевой лаврой продолжал оказывать поддержку Москве. Решающую роль в освобождении от польско-литовских интервентов сыграло Нижегородское ополчение 1612 года под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

В XVII веке церковный раскол, произошедший в православной церкви при патриархе Никоне (который был родом из нижегородского села) привёл к тому, что в окрестностях Нижнего Новгорода, а особенно на реке Керженец, образовались многочисленные поселения старообрядцев. Для искоренения раскола в Нижнем в 1672 году была основана митрополия, просуществовавшая вплоть до 1719 года, когда была создана Нижегородская епархия.

В результате административно-территориальных реформ Петра I Нижний Новгород с 1714 года стал губернским городом. В 1720-е годы в городе открываются Букварная, Славяно-Российская и Эллино-Греческая школы, а в 1737 начинает работать Нижегородская семинария.

После посещения Нижнего Екатериной II в 1767 разрабатывается первый план застройки города и появляются различные учреждения социально-культурного профиля: Первая градская больница и первая аптека (1780), первая в Поволжье губернская типография (1791), первый общедоступный театр Шаховского с труппой крепостных (1798).

В 1817 году на левый берег Оки была перенесена из города Макарьева крупнейшая в России ярмарка, благодаря которой началось быстрое экономическое развитие города и прилегавших к нему поселений. Обустройство ярмарочного городка на низком песчаном берегу Оки стало выдающимся градостроительным проектом, созданным под руководством А. А. Бетанкура: был вырыт искусственный канал, создана канализационная система. Комплекс Нижегородской ярмарки включал в себя Главный ярмарочный дом, православные Староярмарочный (арх. О. Монферран) и Новоярмарочный соборы, суннитскую мечеть, армянскую церковь, Большой Ярмарочный театр, цирк. Благодаря ярмарке Нижний Новгород получил прозвище «Карман России».

В 1834—1841 гг. в Нижнем были проведены градостроительные преобразования, до сих пор определяющие облик и инфраструктуру исторического центра: было проложено несколько съездов, соединяющих Нижний и Верхний посады (из них один — Зеленский — вырыт в склоне Кремлёвской горы), устроены нижние и верхние набережные, из земли, собранной при копке Зеленского съезда, насыпана Лыкова дамба на месте старинного деревянного моста через Почайну, из Кремля была окончательно вынесена частная жилая застройка.

В середине XIX века появились крупные промышленные предприятия в близлежащих деревнях: Нижегородский механический завод в Сормово и металлический завод в Канавино. В 1861 году сюда была проведена одна из первых в стране Московско-Нижегородская железная дорога. В 1880 году была учреждена Нижегородская товарная биржа.

В 1896 году в районе Канавино прошла самая большая в дореволюционной России Всероссийская художественно-промышленная выставка, по случаю которой в городе были проведены масштабные работы по благоустройству: организовано движение электрического трамвая (первого в России в современных границах), построены фуникулёры с Нижнего на Верхний посад (по-нижегородски называемые элеваторами), новое здание городского театра.

В декабре 1905 года в районах Сормово и Канавино произошло восстание рабочих Сормовского завода.

Во время Первой мировой войны Нижний Новгород наполнился беженцами с запада империи. Благодаря губернатору А. Ф. Гирсу в 1915 году под Нижним Новгородом строится телефонный завод «Сименс и Гальске», в 1916 году здесь открывается Нижегородский народный университет и переводится сюда Варшавский политехнический институт (ставший базой будущего Горьковского политехнического института). В город срочно эвакуируют предприятия, учреждения и оборонные заводы (в том числе рижские заводы «Фельзер» и «Этна»). Война помешала осуществлению многих инфраструктурных и градостроительных проектов в Нижнем: не был построен планировавшийся разводной мост через Оку, католический собор, комплекс зданий Политехнического института.

В начале апреля 1917 г. был создан губернский Совет рабочих и солдатских депутатов. Также в середине марта был сформирован губернский Совет крестьянских депутатов, и наступил период двоевластия.

Советский период

Осенью 1917 года в городе установлена Советская власть. В период НЭПа ненадолго возродилась Нижегородская ярмарка. Однако с началом индустриализации в 1930 году ярмарка была закрыта как «социально враждебное явление».

В 1929 году Сормово и Канавино были упразднены, их территория вместе с другими поселениями (сёлами Гордеевка, Карповка, Высоково, деревнями Высоково, Копосово, Починки, Бурнаковка, Княжиха, Ратманиха, Костариха, Молитовка, Борзовка, Монастырка и др.) была включена в состав Большого Нижнего Новгорода, который с тех пор стал делиться на районы. В том же году Нижегородская губерния была упразднена и Нижний Новгород стал центром края. В 1932 году город был переименован в Горький.

Тридцатые годы XX века — время бурного роста промышленности в Нижнем Новгороде — Горьком. В 1932 году начало работать крупнейшее промышленное предприятие города — Горьковский автомобильный завод, построенный при участии Ford Motor Co. В 1930—1940-е годы город даже упоминался как «Русский Детройт». Автозавод являлся важным объектом оборонной промышленности в годы Великой Отечественной войны, наряду с заводом Красное Сормово, авиационным заводом № 21, Горьковским жиркомбинатом и эвакуированным сюда из Москвы авиазаводом Гидромаш.

В советское время промышленность активно развивается, а границы города расширяются вдоль рек. В Великую отечественную войну звание гвардейской получает 137-я дивизия Горьковского формирования, а промышленные предприятия становятся важными поставщиками для фронта: только на Нижегородском машиностроительном заводе выпущено столько же артиллерийских орудий, сколько на всех предприятиях Германии. В силу своего оборонно-промышленного значения город подвергался бомбардировкам немецкой авиации — за время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта на Горький, из них 26 налётов ночью.

В советское время были заложены основы современных транспортных и инфраструктурных проблем города. Многонаселённые «спальные кварталы» строились в нижней части города вблизи заводов, на которых, в основном, работали их жители. Тогда не предполагалось ежедневное перемещение работающего населения в другие районы города или на другой берег Оки. Горький 1930-х — 1950-х годов представлял собой непосредственно город и несколько заводов с рабочими посёлками и деревнями вокруг них, разделённых между собой пустырями, которые к концу XX века были уже застроены многоэтажными жилыми кварталами. На рубеже XX—XXI веков проявились недостатки такой схемы: значительное количество населения жилых микрорайонов нижней части города стало работать и учиться в нагорной части и наоборот, в результате чего четыре моста через Оку, три из которых построены в советский период, до сих пор остаются узкими местами транспортной системы города.

В силу нахождения в Горьком оборонных заводов, с 1959 года он стал «закрытым городом», и это впоследствии обусловило низкий приток в город туристов (в том числе и иностранных) и слабое развитие Горьковского аэропорта.

В 1990 году городу было возвращено наименование Нижний Новгород.

С 1990-х годов Нижний стал местом проведения международных специализированных форумов и выставок на базе вновь созданного общества «Нижегородская ярмарка». В 2000 году, с образованием Приволжского федерального округа город стал его центром.

Деловой центр города складывается в его историческом центре, несмотря на то что узкие улицы становятся препятствием для этого. В начале 2000-х исторический центр начинает активно застраиваться многоэтажными жилыми и офисными зданиями, при этом часто осуществляется «точечная застройка», что постоянно привлекает внимание общественности. Поджоги старинной деревянной застройки также являются проблемой центра города. Некоторые строительные проекты, начавшиеся до кризиса 2008—2009 годов, в настоящее время являются замороженными, в результате чего в самом центре Нижнего Новгорода встречается немало недостроенных торгово-офисных зданий.

В 2010 году городским правительством при участии общественности был одобрен новый генеральный план развития. Проект планировки центра Нижнего был разработан «НИ и ПИ Генплана Москвы». Новая концепция застройки подразумевает перенос деловой активности из перегруженного исторического центра в заречную часть города (такой перенос предусматривался ещё советскими генеральными планами 1980-х годов), развитие метрополитена, скоростного трамвая и расширение городской территории.