Рыбинск — История

Рыбинск — второй по величине город Ярославской области России, административный центр Рыбинского муниципального района, городской округ. Расположен у слияния рек Волги, Шексны и Черёмухи.

До Октябрьской революции — крупнейший центр торговли зерном, перегрузочный центр Мариинской водной системы, прозванный «столицей бурлаков».

В советское время основой экономики города становится НПО «Сатурн». После строительства в середине XX века Рыбинской ГЭС к северо-западу от города возникло Рыбинское водохранилище — крупнейший для своего времени искусственный водоём мира.

В 1989 году население Рыбинска достигло 251,4 тысяч человек и с тех пор быстрыми темпами сокращается.

Рыбинск возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи. Острый мыс между ними называется Стрелка. Устье реки Шексны — левого притока Волги, как и другие левобережные районы вошли в состав города только в XX веке, в связи с бурным ростом в период индустриализации.

В историческом центре города найдена стоянка каменного века. Древнейшее поселение на месте впадения Шексны в Волгу называлось Усть-Шексна. Первое летописное упоминание связано с Ростовским восстанием 1071 года: Ян Вышатич «сташа на Усть-Шексны» для суда и расправы над восставшими волхвами. Раскопками обнаружены следы обширного торгово-ремесленного поселения начала XI века (площадь свыше 30 га) с изделиями византийского и скандинавского происхождения, обилием арабских дирхемов. Очевидно, на месте современного города был крупный пункт Волжского торгового пути. Найдена также актовая печать Игоря Ярославича.

В следующий раз поселение упоминается в 1504 году уже как Рыбная слобода в духовной грамоте Ивана III. В это время и позднее слобода принадлежала непосредственно московским царям и обеспечивала царский двор рыбой. Сохранились документы о натуральном рыбном налоге на жителей. Слобода была деревянной, и от этой эпохи в городе памятников не сохранилось. В XVII веке строятся первые каменные церкви, включая городской собор Спаса Преображения.

После переноса российской столицы Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении — на перекрёстке путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому, что послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII—XIX веках. Здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги. Выше города, в местечке Переборы, Волга становилась настолько мелкой, что её переходили вброд. Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги, на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Волгу с Балтикой. В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны[4], а в с 1870 года по железной дороге Рыбинск-Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы. Далее грузы следовали во все концы России и за границу. В начале XX века хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 млн т на сумму около 75 миллионов рублей. Только сравнительно незначительная часть хлеба перемалывалась на местных мукомольных мельницах и шла на варку пива. В городе возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей. В это время в Рыбинск переселяются жители окрестных городов, которых экономическое развитие обошло стороной: Углича, Бежецка и др. Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков и крючников, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей. Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось. Массовое развитие пароходства на Волге привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.

В городе развивается и промышленность. Купец Н. М. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы (затоплены при строительстве водохранилища в 1940 году). Строится чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские (на базе которых ныне работает завод дорожных машин «Раскат»). В городе работали крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова. В 1907 году братья Нобель построили существующий до сих пор судостроительный завод в пригородном посёлке Слип. Во время Первой мировой войны в город были эвакуированы предприятия, давшие начало ныне действующим заводам (на базе предприятия «Феникс» возник «Полиграфмаш», а на базе завода «Рессора» судостроительное предприятие «Вымпел»). В 1916 году начинается строительство автомобильного завода «Русский Рено», на базе которого потом вырос моторостроительный завод.

С XVIII века город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном в 1784 году[4]: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане — квадратные. Главной улицей города стала Крестовая, вытянутая вдоль Волги. На углах часто возводились двухэтажные особняки, типовые проекты которых были приняты в Российской империи.

Из-за большого числа купечества город отличался высоким состоянием жителей, при небольшой численности населения и уездном статусе имел многие учреждения, свойственные большим городам: гимназии, училища, библиотеки (1864 год — публичная библиотека при хлебной бирже, 1880 год — земская библиотека), благоустроенную набережную, городские парки, храмы всех конфессий (кроме православных — старообрядческие, костёл, лютеранскую церковь, синагогу). В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие, функционирующее и поныне. С 1864 года в городе выпускается газета. В 1876 году по проекту архитектора В. А. Шрётера построен большой театр, на сцене которого с гастролями побывали практически все известные артисты дореволюционной России (сгорел в 1921 году и разобран на кирпич). Хлебная биржа в Рыбинске, открытая в 1842 году, была третьей биржей в России; в 1912 году было построено новое здание. В начале XX века в городе появилась электростанция, водопровод, электрическое освещение улиц.

XX век
В 1921—1923 город был центром Рыбинской губернии, а в 1929—1930 — Рыбинского округа. С 1936 года — в составе Ярославской области.

Новый этап развития Рыбинска начался при индустриализации страны. С начала 30-х годов XX века город быстро растёт, превращаясь из торгового в промышленный. На базе завода «Русский Рено» создается крупнейший в городе моторостроительный завод, выпускавший в основном авиационные моторы. В 1932 году в городе открывается Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе.

В отличие от многих советских городов, это предприятие никогда не было «градообразующим», в городе было множество других крупных предприятий: завод полиграфических машин, судостроительные заводы, завод дорожных машин. По-прежнему играл существенную роль речной порт и связанные с ним склады, в том числе хлебные элеваторы: в 1936 году рядом с железнодорожной станцией «Рыбинск-Товарный» был построен терминальный элеватор, самый крупный в Европе на момент строительства.

Вокруг заводов вырастают рабочие поселки, давшие названия городским микрорайонам: Восточный, Северный и Западный вокруг моторостроительного завода, Старый и Новый — возле судостроительного катерозавода, Волжский — рядом с Механическим заводом. В 1930-е годы территория города приобретает современные очертания, многие населенные пункты входят в состав Рыбинска: поселки Переборы, Копаево, Волжский, поселок гидроэлектростанции ГЭС-14, а также Заволжье, куда переселились много людей из затопляемой зоны.

В 1936 году в рамках проекта «Большая Волга»[6] было начато строительство Рыбинской ГЭС и гидроузла[7]. Проект преследовал несколько целей: обеспечить глубоководный путь из Волги к Балтике и к Москве-реке, а также обеспечить растущий промышленный центр электроэнергией. Строительство велось организацией «Волгострой», с привлечением большого числа заключенных «Волголага». В Переборах, в том месте, где Волга была особенно мелкой, был построен двухниточный шлюз и водосливная плотина Рыбинского водохранилища. Плотина ГЭС перекрыла русло Шексны, которая теперь выше плотины слилась с Волгой в одно водохранилище. Рыбинское водохранилище необычайно широко и мелководно, оно затопило большие площади земель в поймах рек Шексна и Молога, за что данный проект подвергается критике. Водохранилище, кроме многих сёл и деревень, затопило город Молога, население которого большей частью было переселено в Рыбинск.

Строительство было почти закончено перед началом Великой Отечественной войны; в 1941 году началось заполнение Рыбинского водохранилища. Недостроенная ГЭС все-таки давала ток во время войны: 18 ноября 1941 года был запущен первый гидроагрегат, а 15 января 1942 года — второй; в 1942 году после строительства линии электропередач рыбинский ток пришел в Москву.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов жители города, обладающие техническими специальностями, особенно часто служили в авиации и танковых войсках. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза. Боевые действия город непосредственно не затронули, но на подступах по берегу Волги возводились оборонительные сооружения, остатки которых сохранились до сих пор. Город, предприятия, склады подвергались бомбардировкам немецкой авиации. Ряд стратегических объектов, в том числе завод авиационных моторов и авиационный институт, были эвакуировано в город Уфу, где они дали основание местным объектам (Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уфимский государственный авиационный технический университет). Многие жители города, эвакуированные в Уфу, навсегда поселились там. Однако через некоторое время эти объекты были воссозданы и в Рыбинске.

В 1946 году город был переименован в Щербаков (в честь политика Александра Щербакова), но уже в 1957 году ему было возвращено историческое название Рыбинск. Однако в 1984 году город вновь переименован — уже в Андропов (в честь генсека Юрия Андропова), а в 1989 году название Рыбинск снова было возвращено. Переименование города в Андропов было формальным: дорожные и пр. указатели не менялись, как и названия и печати городских организаций, предприятий и почтовые адреса. Возвращение исторического названия Рыбинск произошло столь же формально.

После войны в городе появились приборостроение (Рыбинский завод приборостроения), электротехническая промышленность (Рыбинский кабельный завод, завод «Магма»), крупный оптико-механический завод «Призма». Развивались деревообрабатывающая (мебельно-деревообрабатывающий комбинат «Свобода», спичечная фабрика «Маяк») и пищевая промышленность, а также машиностроение: появились завод гидромеханизации и станкостроительный, а на базе механических мастерских Волгостроя в поселке Волжском возник Волжский машиностроительный завод, специализировавшийся на среднем машиностроении. В связи с большой концентрацией предприятий, имевших стратегический характер и работавших в том числе на военно-промышленный комплекс, Рыбинск был «полузакрытым» городом (хотя официально закрытым он не являлся): его практически не посещали туристы (особенно иностранные). Город активно развивался: строились новые жилые микрорайоны (Веретье-1,2,3, Скоморохова гора, новый Центр), социальные объекты, расширялась транспортная сеть. В 1960-е годы в центре города через Волгу построен автомобильный мост, который соединил с городом микрорайоны Заволжье-1 и Слип (Заволжье-2), в котором расположен один из судостроительных заводов города. Население города непрерывно увеличивалось и в конце 1980-х превысило 250 тысяч человек.

В 1986 году город Рыбинск получил статус исторического. По итогам голосования 4 сентября 2005 года город с 2006 года наделён статусом городского округа.

Экономические реформы 1990-х годов, уменьшение финансирования оборонной промышленности негативно отразились на социально-экономическом развитии Рыбинска: многие предприятия претерпели сокращения, некоторые обанкротились, было заморожено строительство многих жилых домов и социальных объектов. Сейчас Рыбинск занимает одно из последних мест по вводу в эксплуатацию жилья.[8]. Все это вызвало отток населения и, вместе с демографическим спадом 1990-х, привело к сокращению численности населения города.

 

[Материал из Википедии — свободной энциклопедии]