Тюмень — История

Тюмень — первый русский город в Сибири, административный центр Тюменского района, административный центр Тюменской области. Население — 609 650 чел. (2012)), 22-е место по численности населения в России. Вместе с подчинёнными сельскими населёнными пунктами, в границах городского округа, население Тюмени составляет 644,3 тыс. чел. (2012).

Расстояние до Москвы 2163 км. Площадь территории 235 км². Основан в 1586 году.

Железнодорожный узел Свердловской железной дороги (Транссиб). Международный аэропорт «Рощино». Как административный и деловой центр крупнейшего нефтегазодобывающего региона, Тюмень — неофициальная «нефтегазовая столица» России.

Первые следы пребывания человека на территории современной Тюмени обнаруживаются на берегах Андреевского озера (козловская и кошкинская археологические культуры эпохи неолита) и на левом берегу Туры (саргатская культура раннего железного века).

В XIII—XVI веках на берегу реки Тюменки находилась столица Тюменского ханства Чинги-Тура (Чимги-Тура).

Строительство Тюменского острога было начато 29 июля 1586 года недалеко от Чинги-Туры, по указу царя Фёдора Ивановича. Об этом событии в краткой сибирской летописи сказано:

Лета 7093 (1586) посланы воеводы с Москвы Василие Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день, еже Чимги слых…
Для крепости был выбран просторный мыс, ограниченный с запада оврагами и речкой Тюменкой, с востока — Турой.

Тюмень была поставлена на древней караванной дороге из Средней Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке», за который шла вековая борьба кочевников южной Сибири. Водные артерии связывали Тюмень с землями Крайнего Севера и далёкого Востока. Первоначальное население города соответствовало его пограничному положению. Первое место среди жителей Тюмени принадлежало служилым людям: боярам, стрельцам, казакам. В первые годы город подвергался нападениям татар и калмыков. В Тюмени находилась одна из первых в Сибири Ямских слобод, основанная в 1605 году. Постепенно, с исчезновением военной угрозы, первоочередным занятием горожан становятся ремёсла. Широкого развития достигло кузнечное, колокольное, кожевенное производство.

В 1695 году в городе произошёл пожар, в результате которого деревянный город сгорел. После этого начинается каменное строительство.

С 1709 года Тюмень входила в состав Сибирской губернии, а в 1782 году стала уездным городом Тобольского наместничества.

В XIX веке одновременно с упадком Тобольска город входит в полосу расцвета. Особый импульс его развитию придало проведение через город Транссибирской магистрали. Неслучайно граф Посьет, настоявший на тюменском маршруте железной дороги, был удостоен звания почётного гражданина города.

Промышленность Тюмени в 1915 году:

Производство Число предприятий Сумма произ-ва (тыс. руб.) Число рабочих
Мукомольное 4 1785,3 252
Механическое 3 3910,2 60
Судостроительное 8 727 1310
Кожевенное 20 700 200
Спичечное 1 300 327
Лесопильное 7 240 311
Кирпичное 15 150 170
Прочие 62 547,8 553
Итого 120 5360,3 3183
Начиная с 1918 года Тюмень претендует и на административные функции. В 1918 году в Тюмень был перенесен губернский центр из Тобольска. В период Гражданской войны шли бои за город: 20 июля 1918 года Тюмень была захвачена белогвардейцами, 8 августа 1919 года отряды 51-й дивизии В. К. Блюхера вошли в город.

До 1922 года Тюмень была центром Тюмен­ской губернии, с 1923 по 1933 год — центром Тюменского округа в составе Уральской области, в 1934 года являлась центром Обь-Иртышской области, с 1935 по 1944 год находилась в составе Омской области.

14 августа 1944 года была создана Тюменская область, центром которой стала Тюмень. В годы Великой Отечественной войны значительно вырос и промышленный потенциал города за счёт эвакуированных из Европейской части СССР предприятий. Любопытно, что в Тюмень в годы войны было эвакуировано также тело Ленина; функции Мавзолея временно исполняло здание нынешней Тюменской государственной сельскохозяйственной академии.

После открытия в Тюменской области в 1960-х годах крупных месторождений нефти и газа вся жизнь города была подчинена выполнению нефтесервисных и транспортных функций, необходимых для обеспечения потребностей Тюменского Севера.